Знакомство с JavaScript

Владислав Белецкий
Владислав Белецкий .
Категория:
Комментариев: 0

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>

Основы синтаксиса JavaScript

JavaScript состоит из инструкций, которые выполняются компьютером. Вот пример простого синтаксиса:

var message = "Привет, мир!";
alert(message);

Переменные

Переменные в JavaScript — это контейнеры для хранения данных. Вы можете думать о них как о ящиках, на которых есть имена. Переменные объявляются с помощью ключевых слов var, let и const.

var name = "Алиса"; // Старый способ объявления переменной
let age = 25; // Современный способ объявления переменной
const pi = 3.14; // Константа, значение которой нельзя изменить

Функции

Функции — это блоки кода, предназначенные для выполнения конкретной задачи. Они могут принимать параметры и возвращать значение.

function sayHello(name) {
  alert("Привет, " + name);
}

sayHello("Мир");

События

События в JavaScript позволяют реагировать на действия пользователя. Например, клик мыши или нажатие клавиши.

document.getElementById("myButton").onclick = function() {
  alert("Кнопка была нажата!");
};

Условия и циклы

JavaScript также поддерживает условные операторы и циклы для управления потоком выполнения кода.

if (age > 18) {
  alert("Вы совершеннолетний!");
} else {
  alert("Вы ещё не совершеннолетний!");
}

for (let i = 0; i < 5; i++) {
  console.log(i);
}

Объекты и массивы

Объекты представляют собой коллекции данных, а массивы позволяют хранить упорядоченные коллекции данных.

let person = {
  name: "Джон",
  age: 30
};

let numbers = [1, 2, 3, 4, 5];

Отметим, что JavaScript не просто добавляет интерактивность к вашим веб-страницам, он также вносит логику и динамичность в ваш сайт. И вот почему это возможно.

Объекты Document Object Model (DOM)

DOM (объектная модель документа) — описывает структуру документа и позволяет программам изменять структуру, стиль и содержание веб-страниц. JavaScript может использовать DOM для манипуляции элементами и атрибутами.

document.getElementById("demo").innerHTML = "Привет, DOM!";

Обработка событий

События играют ключевую роль в интерактивности веб-сайтов. JavaScript может отслеживать действия пользователя, такие как клики мышью, нажатия клавиш, перемещения мыши и многие другие.

document.getElementById("myButton").addEventListener("click", function() {
  alert("Кнопка нажата!");
});

JSON (JavaScript Object Notation)

JSON — это формат обмена данными, легко читаемый как людьми, так и машинами. В JavaScript вы можете легко преобразовывать объекты в JSON и обратно.

let jsonObject = JSON.stringify({ name: "Джон", age: 30 });
let jsObject = JSON.parse(jsonObject);

Асинхронность

JavaScript часто используется для асинхронных операций, таких как загрузка данных из интернета без перезагрузки страницы. Промисы и асинхронные функции (async/await) являются современными способами работы с асинхронным кодом.

fetch('https://api.example.com/data')
  .then(response => response.json())
  .then(data => console.log(data))
  .catch(error => console.error(error));

Замыкания

Замыкания позволяют функции доступ к переменным из области, в которой она была создана, даже после того как эта область перестала существовать. Это мощная концепция в JavaScript для управления приватностью и состоянием.

function createCounter() {
  let count = 0;
  return function() {
    count += 1;
    return count;
  };
}

const counter = createCounter();
console.log(counter()); // 1
console.log(counter()); // 2

Современный синтаксис ES6+

Современный JavaScript включает множество улучшений синтаксиса и новых возможностей, таких как стрелочные функции, классы, шаблонные строки и деструктуризация.

// Стрелочная функция
const greet = name => `Привет, ${name}!`;

// Класс
class Person {
  constructor(name) {
    this.name = name;
  }

  sayHello() {
    return `Привет, ${this.name}!`;
  }
}

// Деструктуризация
const { name, age } = { name: "Джон", age: 30 };

Подводя итог, JavaScript — это только начало вашего путешествия в создание интерактивных веб-сайтов. Продолжайте изучать и экспериментировать, и вскоре вы сможете создавать сложные веб-приложения.

В следующих статьях мы углубимся в различные аспекты JavaScript, включая современный синтаксис ES6+, асинхронное программирование и работу с фреймворками, такими как React или Vue.

«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

Сегодня сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js и npm, установите их с официального сайта.

Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.

Это можно описать с помощью оператора if.

let weather = "sunny";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
}

А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.

Этот сценарий можно описать с помощью if-else.

let weather = "rainy";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
  console.log("Возьму зонт");
}

Условный оператор if-else if-else

Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:

И всё это очень легко описывается кодом:

let weather = "sunny";
let time = "morning";

if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
  console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
  console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
  console.log("Еду на машине");
}

Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.

🐈

Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии