Всё, что находится в оперативной памяти компьютера и относится к работе программы, можно назвать состоянием приложения. Приложения могут быть составлены из блоков, модулей и компонентов. У каждого блока может быть своё собственное состояние. У выпадающего списка собственным можно считать состояние признака видимости опций. Это следствие того, что пока значение выпадающего списка не поменялось, поведение остальных частей приложения не изменится.
Глобальное состояние приложения — это часть состояния приложения, которое используется, учитывается и изменяется в разных частях, модулях, компонентах этого приложения.
Будем считать, что остальные части приложения меняют свое поведение в зависимости от того, какой пункт списка выбран. Это и есть пример глобального состояния.
Глобальное состояние должно быть доступно из любой части приложения, а при его изменении компоненты приложения должны произвести необходимые вычисления. Следовательно, нам необходимо правильно управлять глобальным состоянием.
Из чего состоит Flux-архитектура
Оглядимся вокруг и посмотрим на объекты материального мира. Взять хотя бы котика. Он разбудит хозяина, когда голодный. Он наступит на клавиатуру, если хочет, чтобы с ним поиграли. Он гуляет сам по себе.
Действия котика и его состояние составляют сущность его существа. Мы можем смоделировать такое поведение и в наших программах с помощью компонентов. Каждый компонент содержит необходимые данные и определяет методы их изменения. Такой компонентный подход может быть реализован в архитектуре MVC.
Когда объектов становится много, наступает хаос. В программе так тоже бывает. Когда компонентов в архитектуре MVC много, и каждый из них что-то сообщает остальным, а все в ответ на это что-то изменяют в своих состояниях и снова сообщают об этом другим компонентам — наступает хаос. А всё потому что у каждого компонента хранится часть состояния, которая важна не только ему, но и другим компонентам.
Во Flux-архитектуре такое глобальное состояние предложено вынести в хранилища, отделить его от компонентов. А изменение состояния производить через специальные ворота, называемые диспетчерами. В этом случае поток управления меняет направление: изменение состояния переходит от представлений к диспетчеру, а новое состояние предоставляется всем представлениям сразу.
Во Flux-архитектуре состояние является общим для многих представлений.
Вот небольшая иллюстрация этой идеи. В хранилище можно сохранить список сообщений с признаками — название чата и флаг «прочтено».
- Одно представление может выбирать из этого списка и агрегировать только названия чатов — это будет компонент Chats.
- Второе представление может выбирать и подсчитывать из этого списка количество непрочитанных сообщений для каждого чата и изображать бейджик.
- Третье представление может фильтровать сообщения одного из чатов и показывать их, и это будет Messages компонент.
При этом, если пользователь отметит, что сообщения в конкретном чате «прочитаны», соседние представления обновятся не потому что их уведомил компонент Messages, а потому что изменилось глобальное состояние приложения.
Что такое Redux?
Flux-архитектура — это идея. Идею можно реализовать разными способами, и один из них — Redux.
Redux — это реализация Flux на JavaScript. Эту реализацию удобно применять в веб-приложениях для управления общим глобальным состоянием. У неё есть специальная привязка для использования с React, о которой мы поговорим позднее.
Redux удобно использовать, когда
- Требуется синхронизировать состояние между многими компонентами;
- Постоянно приходится контролировать изменение состояния во времени — time travel debug;
- Приходится перехватывать и вмешиваться в процесс изменения состояния используя middleware.
Использовать Redux можно и в vanila javascript приложениях. Для этого надо подключить библиотеку, например, из CDN.
Познакомимся поближе с составными частями Redux.
Анатомия Redux — action, store, reducer, dispatch.
В этом разделе соберём небольшое приложение, чтобы посмотреть на то, как части Redux взаимодействуют между собой. Предположим, нашему приложению требуется следить за нажатиями мыши на экране и вести журнал.
Action
Как и в оригинальной идее Flux, у Redux есть понятие действия — Action
. Action
это обычный объект JavaScript. Этот объект попадается на глаза разработчику дважды. В первый раз, когда JavaScript реагирует на событие, а во второй раз, когда сведения из объекта встраиваются в хранилище.
В нашем приложении объект, описывающий действие, будет содержать дату, время и координаты мыши. Этот объект можно создать с помощью функции-фабрики.
const MOUSE_CLICK = "MOUSE_CLICK";
function createMouseClickAction(evt) {
return {
type: MOUSE_CLICK,
payload: {
time: new Date().toISOString(),
clientX: evt.clientX,
clientY: evt.clientY,
}
}
}
reducer
Написанная нами функция createMouseClickAction
возвращает объект с двумя полями — type
и payload
. Мы можем использовать полученный объект, чтобы обновить наш список. Реализуем это обновление в специальной функции. Допустим, что в параметрах она будет получать текущий список и наш объект и добавлять payload в конец списка.
function reducer(state=[], action){
if(action.type === MOUSE_CLICK){
const newState = [...state];
newState.push(action.payload);
return newState;
}
return state;
}
Мы назвали функцию обновления состояния reducer
, но это просто дань традиции. Всё же функция имеет определенные особенности. Она
- Не обновляет полученный массив, а копирует его;
- Проверяет тип аргумента
action;
- Возвращает исходное состояние, если
action
не понятен.
store
В составе библиотеки redux.js
есть функция создания хранилища createStore
. Используем её для создания хранилища и подключим к нему несколько представлений, которые создадим такой функцией.
function createView(element){
store.subscribe(()=>{
element.innerHTML = '';
const state = store.getState();
state.forEach((e)=>{
const li = document.createElement('li');
li.innerText = `time: ${e.time}, x: ${e.clientX}, y: ${e.clientY}`;
element.appendChild(li);
});
});
}
dispatch
Закончим приложение определением обработчика click
. В нём мы будем использовать ещё одну составляющую часть Redux — dispatch
— именно этот метод позволяет отправить действие диспетчеру и изменить состояние приложения.
document.addEventListener('click',(evt) => {
store.dispatch(createMouseClickAction(evt));
})
На этом приложение закончено. Работающий пример и полный код примера можно найти на JSFiddle.
Всё то же самое, но в связке с React
Redux создавали для использования вместе с React, а сама связка помещена создателями в пакет react-redux. В нём содержатся сервисные функции для удобства использования store.subscribe
, store.dispatch
. Доступны два стиля их использования:
- Функция
connect
создает обертку вокруг вашего компонента и подключает его к хранилищу. - Хуки
useDispatch, useSelector
делают ту же работу, но для функциональных компонентов.
Реализуем в React ту же функциональность, что и в предыдущем разделе. Дополнительно нам потребуется библиотека react-redux
.
Функции createMouseClickAction
и reducer
остаются без изменений.
Вместо createView
мы создадим компонент View:
const itemToString = (item)=>`time:${item.time}, x: ${item.clientX}, y: ${item.clientY}`;
const View=()=>{
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
return (<ul>
{state.map((item)=>(<li key={item.time}>{itemToString(item)}</li>))}
</ul>)
}
В этом коде сравните строки
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
const state = store.getState();
из предыдущего примера.
Вместо прямого подключения обработчика событий используем useEffect
для своевременного снятия обработчика.
const App = ()=>{
const dispatch = ReactRedux.useDispatch();
React.useEffect(()=>{
const handleClick = (evt)=>{
dispatch(createMouseClickAction(evt));
}
document.addEventListener('click', handleClick);
return ()=>{
document.removeEventListener('click', handleClick);
};
});
return (<div className="container">
<View/>
<View/>
</div>);
}
Обратите внимание на способ получения функции dispatch
.
Функции useSelector
и useDispatch
могут выполнять свою роль, только если мы правильно присоединим React-приложение к хранилищу store
нашего Redux.
Вы помните, что в предыдущем приложении мы создавали хранилище так:
const store = Redux.createStore(reducer)
.
В этот раз ничего не поменялось. А вот созданное хранилище мы подключим к приложению React с помощью ReactRedux.Provider
.
ReactDOM.render(
(<ReactRedux.Provider store={store}>
<App />
</ReactRedux.Provider>),
document.querySelector("#root")
)
На этом всё — мы сделали такое же приложение, только на React. Собранное работающее приложение можно найти на JSFiddle.
В качестве самостоятельной работы попробуйте модифицировать пример так, чтобы в левой части страницы перечислялись записи от нажатии мыши в левой части экрана, а в правом view — правые клики.
Альтернативы Redux
Redux — далеко не единственная возможность управления глобальным состоянием.
В банковском приложении один из атрибутов глобального состояния — баланс клиентского счета. Очевидно, что источник этого значения не может находиться на стороне браузера, потому что правильное значение баланса — ответственность банковского сервера.
Правильно ли использовать в таком случае использовать Redux для хранения остатков по счетам? Похоже, что нет.
Redux — не лучшее решение для ситуации, когда глобальное состояние — более глобальное, чем окно браузера.
Поэтому следует знать о альтернативных возможностях управления состоянием
Mobx
— скрывает функциональное программирование для управления состояниемSWR
— реализует стратегию кеширования по HTTP RFC 5861GraphQL
— язык и его реализация для запросов данных с сервера- И некоторые другие варианты.
Выбирайте с умом и используйте тот способ, который лучше подходит для ваших задач.